Разбираемся, как оградить подростков от влияния пагубного контента и научить элементарным правилам безопасности детей в интернете.

Общие понятия о детской безопасности в интернете и не только

Интернет позволяет получать тонны информации в одно мгновение. Но есть и обратная сторона медали — контент в Сети не всегда предназначен для психики ребёнка, поэтому нужно принимать меры по обеспечению безопасности детей в интернете.

В России действует федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон запрещает распространение нежелательной информации среди детей в зависимости от их возраста. Это относится не только к интернету — фильмы в кино и книги, например, тоже попадают под ограничения.

Пять типов информационной продукции по возрастным категориям:

  • для детей, не достигших возраста 6 лет;
  • для детей, достигших возраста 6 лет;
  • для детей, достигших возраста 12 лет;
  • для детей, достигших возраста 16 лет;
  • для совершеннолетних.

С 1 сентября 2012 года вся информация стала маркироваться соответствующими отметками возрастной категории (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). Но, конечно, маркировка контента не гарантирует полной информационной безопасности детей в интернете.

Угрозы интернета для детей

Нежелательный контент

Это могут быть жестокие сцены насилия, причинение вреда живым существам, порнографические материалы и другое. Нужно понимать, что рано или поздно ребёнок столкнётся с подобным контентом, как бы вы ни старались это предотвратить. Важно сделать то, что в ваших силах, чтобы это не оставило сильного травмирующего отпечатка на психике сына или дочери.

Что делать для обеспечения безопасности ребёнка в Сети:

  • Если ребёнок маленький, рекомендуем установить родительский контроль. Существуют различные программы, которые ограничивают доступ к подозрительным сайтам, помогают контролировать действия и безопасность детей в Сети и лимитируют время пребывания в интернете. Родительский контроль также будет плюсом, если малыш учится в онлайн-школе. Можно ограничить доступ к социальным сетям, Youtube и другим платформам в часы занятий. Так ребёнок точно не станет отлынивать от просмотра уроков.
Бесплатный доступ к занятиям в домашней школе на 7 дней

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

С этой задачей справляется мобильное приложение «Где мои дети». Программа позволяет контролировать использование смартфона ребёнком.
Вы узнаете:
— не сидит ли ребёнок в YouTube во время отдыха;
— не играет ли на телефоне вместо занятий и
— какой возрастной рейтинг у игр, в которые он играет.

Установите приложение «Где мои дети» и смотрите статистику использования приложений ребёнком в своём телефоне.

  • Уделяйте время половому воспитанию детей. Поскольку эта тема табуирована в обществе, возможно, вам будет стыдно и неловко, но гораздо лучше, если ребёнок узнает достоверную информацию от вас, чем сомнительные вещи от кого-то во дворе, в школе или социальных сетях. Если идея поговорить о половых вопросах чересчур смущает, купите ребёнку хорошую книгу по теме.

Киберпреступность

Под этим термином понимают широкий спектр нарушений закона — от вымогательства личных данных до вовлечения несовершеннолетних в торговлю наркотиками. Недавно на фейсбуке набрал популярность пост матери, рассказавшей о том, что её дочь-подросток чуть не устроилась на подработку курьером за 80 тысяч рублей в месяц. Скорее всего, девочка даже не понимала, что доставлять нужно будет запрещённые вещества, а не посылки.

Что делать, чтобы избежать этой опасности в интернете для детей: 

  • Установите антивирус. Он будет блокировать подозрительные программы, которые ребёнок может нечаянно скачать на компьютер. Ими нередко пользуются хакеры, чтобы получить доступ к персональным данным. Кроме того, антивирус предупредит ребёнка о переходе по подозрительной ссылке, которая может позволить мошеннику дистанционно управлять устройством пользователя.
  • Учите ребёнка здравому смыслу. Он должен понимать, что некоторые вещи — например, имена и должности родителей, адрес, пароль от социальной сети и так далее — нельзя никому раскрывать. Объясните, что интернет позволяет любому человеку выдавать себя за кого угодно. Перед тем как встретиться с другом, которого нашёл в Сети, лучше поговорить со взрослыми. Здравый смысл — одно из главных правил безопасности детей в интернете.

Кибербуллинг

Если ребёнок становится агрессивным, злым, раздражённым или дёрганным после общения в Сети, это может быть признаком травли или конфликтов. Возможно, малыш подвергается психологическому давлению, издевательствам или угрозам в интернете.

Что делать для обеспечения детской безопасности ребёнка в интернете:

  • Обсудите с ребёнком ситуацию и дайте понять, что вы всегда его поддержите. Выясните, что могло послужить причиной происходящего, кто именно участвует в неприятном общении и как эти люди ведут себя в реальной жизни.
  • Лучший способ борьбы с агрессорами в Сети — игнорирование. Помогите ребёнку внести их в «чёрный список». Если в травле участвуют ученики школы, необходимо сообщить об этом учителю и школьному психологу. Если ситуация становится пугающей, соберите все доказательства (скриншоты, фото) и обратитесь в правоохранительные органы.
  • Если справиться самостоятельно у вас не получается, а учителя и администрация школы не хочет вмешиваться и остаётся в стороне, изучите портал Травли.NET, там вы сможете получить квалифицированную помощь о безопасности подростков в интернете и защите от кибербуллинга.Бесплатный курс о решении проблем современной школы

Чего делать не нужно

Не рекомендуется наказывать за увиденный нежелательный контент. Например, если вы обнаружили в истории браузера порнографию, не ругайте сына или дочь, спокойно поговорите об этом. Если вы ещё не поднимали тему полового воспитания — самое время это сделать.

Не стоит маниакально контролировать все социальные сети ребёнка, особенно читать переписки. Чем старше сын или дочь, тем острее воспринимается ваше вторжение в личное пространство. Чрезмерный контроль за безопасностью ребёнка в Сети может оттолкнуть детей от вас. Стройте отношения на доверии. Обучайте ребёнка правилам безопасного поведения в интернете и соблюдайте их сами.

Обеспечение безопасности детей в интернете — это важно, но стоит быть реалистами: никогда не получится создать волшебный мыльный пузырь и оградить ребёнка от всего плохого, что существует в мире. Рано или поздно дети в интернете сталкиваются и с нежелательным контентом, и со страшными фильмами, и с травмами. Ваше дело — помочь, поддержать, всегда быть рядом. Всегда оставайтесь на стороне ребёнка.

Информационная безопасность несовершеннолетних (методические рекомендации для проведения занятий с
обучающимися). ОЗНАКОМИТЬСЯ

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОПАГАНДУ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Сегодня много говорится об угрозах, которые таит в себе Интернет. Об этом сообщают по телевидению, радио, пишут в газетах и журналах, но больше всего на эту тему сказано в сети Интернет.

В первую очередь, этим угрозам подвержены наши дети.
Дети могут занести на семейный компьютер вредоносную программу, зачастую называемую вирусом или трояном («троянским конем»). Но даже если пропадет вся ценная информация, которая хранится на компьютере, или вредоносная программа похитит реквизиты электронных платежных систем, и мы лишимся денежных средств – это полбеды. А вот если ребенок начитается, насмотрится, наслушается всего негативного, что есть в Интернете, мы можем лишиться его. Вот это – самая настоящая беда.

А в Интернете есть все: порнография, сцены жестокости и насилия, пропаганда суицида, способы изготовления самодельных взрывчатых веществ и устройств, наркотики…

Только не надо паники и поспешных решений! В Интернете есть и средства борьбы с таким злом: советы, как с этим бороться, форумы и социальные сети, где родители обсуждают свои проблемы. Есть и компьютерные программы, с помощью которых мы можем ограничивать доступ ребенка к нежелательной информации.

 Основные задачи, которые решаются с помощью данных компьютерных программ, заключаются в:

  • запрете посещения нежелательных категорий сайтов; 
  • блокировке опасных сайтов; 
  • блокировке контекстной рекламы и баннеров; 
  • защите ребенка от сомнительных знакомств; 
  • контроле за работой программ обмена сообщениями,
  • социальных сетей и загрузки файлов и др. 

Это означает, что при установке таких программ и их нормальной работе ребенок защищается от посещений сайтов порнографического содержания, пропагандирующих секс, наркотики и насилие, распространяющих вредоносные программы, в некоторых случаях – от посещения игровых сайтов, сайтов знакомств, где зачастую различные сомнительные личности могут выдать себя за сверстников вашего ребенка. Список этим не ограничивается, и такие программы могут выполнять много разных полезных функций и задач.

Многие из этих программ бесплатные и свободно распространяются, в том числе и в сети Интернет.

Вот только одна беда – наши дети сейчас знают компьютеры намного лучше своих родителей. Нередки случаи, когда программы, предназначенные для родительского контроля, в умелых детских руках превращаются в программы контроля за родителями. Так что эти программы – для самых маленьких, которые пока не умеют сами устанавливать их на компьютер, не могут производить настройку компьютера, у кого в ящике письменного стола или на книжной полке еще нет компакт-дисков с разными программами.

А вот для более взрослых детей, в том числе и сотрудников различных компаний, есть иное техническое решение по ограничению доступа к нежелательным сайтам.

Это решение строится на простом принципе – поставить фильтры там, куда наши дети не могут дотянуться, где ничего не могут изменить, – на оборудовании интернет-провайдеров.

Раньше подобное было больше из области фантастики, а при выборе интернет-провайдера все больше интересовались доступностью, стоимостью, скоростью, надежностью работы.

Сегодня можно готовить и о качестве оказанных услуг, а также об их широком выборе.

Ряд белорусских интернет-провайдеров уже включил в свой перечень услугу родительского контроля. Не буду всех их перечислять, но нельзя не упомянуть тот факт, что с октября текущего года «Белтелеком» («ByFly») запустил новую услугу, которая так и называется – «Родительский контроль».

Разные интернет-провайдеры используют различные технические методы реализации этой услуги, где-то она надежней, где-то более удобная при настройке и выборе опций, но всех их объединяет одно – обойти эту защиту наши дети практически не в состоянии, для этого нужно обладать специальными техническими познаниями, которые и не у каждого взрослого есть.

А к какому интернет-провайдеру стоит подключиться, у кого из них система «Родительский контроль» работает лучше, надежнее, удобнее, лучше всего обсудить с другими родителями. Например, на родительском собрании, в присутствии классного руководителя. При таком обсуждении совершенно не обязательно обладать специальными компьютерными познаниями, тут критерий прост – работает или не работает подобная защита.

Тем не менее полагаться на все 100 % на технические средства защиты я не советовал бы. Если вы доверяете своему ребенку и он вам, если вашему ребенку интересней общаться с вами, а не с незнакомцами в Интернете, если вы живете жизнью вашего ребенка, только в этом случае защита будет работать безотказно.

Рекомендации для родителей
Компьютер должен быть установлен в общей комнате, а не в детской. Даже такое чисто пространственное решение объединяет родителей и детей, дает возможность постоянного и одновременно ненавязчивого контроля, а не  изолирует ребенка за закрытыми дверями, создавая благоприятные условия для его погружения в виртуальный мир.

Родители являются проводниками ребенка в мир, в том числе и в компьютерный, поэтому собственные пристрастия взрослых незаметно становятся привычками детей. Следует стараться использовать компьютер только для работы: для поиска информации, отправки писем и т.п. А если все-таки обращаться к нему как к средству развлечения, то ребенок не должен быть свидетелем игр, особенно если они имеют агрессивное содержание.

Задачей родителей является обучение ребенка гигиеническим нормам взаимодействия с компьютером. Чтобы минимизировать вредное электромагнитное излучение, монитор должен располагаться в углу или у стены комнаты; необходимы постоянные влажные уборки помещения. Важно, чтобы ребенок сохранял правильную осанку и не засиживался долго в одной позе. Необходимо чередовать компьютерную игру с другими активными занятиями, подвижными играми, а также приучить ребенка регулярно выполнять профилактические расслабляющие упражнения для тела и глаз.

Главное правило – ограничение времени игры. Безопасное для здоровья ограничение следующее: для младших школьников – до получаса в день, для подростков – до часа. Эта мера необходима не только для профилактики различного рода заболеваний, но и для предупреждения возникновения компьютерной зависимости: у ребенка обязательно должны быть какие-то другие, не менее любимые, занятия в реальном мире, для которых обязательно надо найти надо время. К примеру, один из французских производителей игр Э.Кан, продавая их в год более 7 миллионов, позволяет играть своим трем детям только по выходным и только по два часа.

Правила должны быть гибкими. Во время каникул или когда к ребенку приходят гости-ровесники, время можно увеличить. Можно дольше играть в игры-стратегии и логические игры, требующие спокойного сосредоточения и размышления, зато время экшн-игр следует сократить, так как из-за высокого ритма они вызывают сильное напряжение и приводят к состоянию стресса. Однако при всей гибкости правил просто «железным» должен быть запрет не играть перед школой, подготовкой домашних заданий и сном.

Детская компьютерная игра не является антистрессовым средством или способом релаксации. Напротив, любая из них требует концентрации и сосредоточения, что вызывает у растущего человека значительное нервно-психическое переутомление. Основные симптомы утомления связаны с потерей ребенком самоконтроля: гримасничанье, крики, громкий натужный смех, повышенная раздражительность, подпрыгивание, ерзанье на стуле, приплясывание и т.п.  При их появлении игру следует остановить, даже если ребенок не хочет выходить из-за компьютера. Мотивировки могут быть следующие: «Игра так и задумывалась, чтобы ты от нее не мог оторваться. Но ты умный и сильный, ты сможешь это сделать», «Вуди тебя не отпускает? Но ты же намного лучше его!» и т.п.

Не следует критиковать ребенка за его страсть к играм и насильно ограждать от компьютера. Лишними также являются угрозы типа отключить Интернет, выбросить диски и т.п. Подобные действия не являются эффективными, так как взрослый занимает позицию против ребенка, что автоматически приводит последнего к агрессии и сопротивлению. Главное – диалог между родителями и сыном/дочерью. Игра обязательно должна быть темой общения. В противном случае у ребенка отсутствует возможность разделить с собеседником эмоциональное напряжение (или он найдет более внимательных и понимающих слушателей), но зато есть возможность бесконтрольного погружения в мир фантазий, мечтаний или асоциальных действий.

Полезно не только проявить интерес к игре, но даже частично разделить увлеченность ею ребенка, поскольку это вызывает доверие растущего человека к взрослому, а значит и внимание к его мнению. Это также позволит лучше понять, какие именно потребности ребенок реализует в игре. Понять для того, чтобы создать альтернативу в реальном мире: не хватает адреналина – подойдет спортивная секция, к примеру, борьбы; есть дефицит общения, ребенка игнорируют одноклассники – необходимо специально создать группу из детей-соседей или знакомых; чувствуется нереализованная склонность к лидерству – найдите дело, которое у ребенка получается очень хорошо, и пусть он свой интерес разделит с кем-то из ровесников и др.

Если ребенок с очевидным напряжением выдерживает предложенный взрослыми режим ограничений на компьютерные игры, то постарайтесь переключить его внимание на иные возможности этого устройства, например, запишите на обучающие компьютерные курсы: программистов, графики, дизайна и т.п.

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

  1. Посещайте сеть вместе с детьми, побуждайте их делиться опытом использования Интернета.
  2. Научите детей доверять интуиции — если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам.
  3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.
  4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
  5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.
  6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, — правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  8. Контролируйте действия детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.
  9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ — кража.
  10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде — даже в виртуальном мире.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области

(Управление Роскомнадзора по Курской области)

  • Красная площадь, д.8, г.Курск, 305000
  • e-mail: rsockanc46@rkn.gov.rursoc46@rkn.gov.ru
    телефон приемной (справочная, факс): (4712) 34-94-93.
  • Руководитель Управления — Анпилогов Андрей Викторович 34-94-93
  • Приемная, старший специалист 1 разряда
    Мариян Марина Ивановна, 34-94-93
  • Начальник отдела организационной, финансовой, правовой работы и кадров — главный бухгалтер
    Архипенко Наталья Николаевна, 34-94-92
  • Начальник отдела контроля и надзора в сфере связи
    Паньков Павел Николаевич, 34-94-96
  • Начальник отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций
    Бурка Сергей Владимирович, 34-94-98
  • Отдел по защите прав субъектов персональных данных, 34-94-99