Учебный план

Учебный план МБОУ «Густомойская СОШ» на 2018-2019 учебный год составлен на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 — ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.04 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г.№ 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089» и приложением к нему;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012 г. № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 734 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015”;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 08.06.2017);
  • Приказа комитета образования и науки Курской области №1-106 от 28.02.2011 г. «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 г. № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа комитета образования и науки Курской области №1-927 от 22.08.2011 г. «О внесении изменений в региональный базисный учебный план, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области №1-421от 23.03.2007 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа комитета образования и науки Курской области №1-285 от 23.03.2012 г.  «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных  учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 г. № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений  Курской области, реализующих программы общего образования» с изменениями в редакции приказа комитета образования и науки Курской области от 09.12.2011г. №1-1234»;
  • Приказа комитета образования и науки Курской области №1-893 от 17.08.2012 г. «О внесении изменений и дополнений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 г. № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования» (с изменениями, внесенными приказами комитета образования и науки Курской области от 09.12.2011 г. № 1-1234 и от 23.03.2012 г. № 1-285);
  • Приказа комитета образования и науки Курской области от 11.06.2013 г. №1-677 «О внесении изменений и дополнений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 г. № 1-421 (в редакции приказа комитета образования и науки Курской области от 17. 08.2012 г. № 1-893);
  • Приказа комитета образования и науки Курской области №1-291 от 14.04.2014г. «О внесении дополнений в приказ комитета образования и науки Курской области от 11.06.2013 г. №1-677»;
  • Инструктивно-методического письма по разработке учебных планов на 2014-2015 г. учебный год образовательных организаций Курской области, реализующими основные образовательные программы общего образования (Приложение к письму комитета образования и науки Курской области к от 16.05.2014 г. №10.1- 07-02/ 3070);
  • Методических рекомендаций по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО (2015-2016 учебный год);
  • Методических рекомендаций по проектированию учебных планов общеобразовательных организаций и рабочих программ по учебным предметам, курсам (2016-2017 учебный год);
  • Методических рекомендаций по вопросу включения в учебные планы основного общего образования общеобразовательных организаций Курской области второго иностранного языка;
  • Методических рекомендаций по подготовке общеобразовательных организаций Курской области к новому 2018 – 2019 учебному году;
  • рекомендаций отдела образования Администрации Льговского района Курской области;
  • Устава МБОУ «Густомойская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области.

 

Школа осуществляет образовательную деятельность в соответствии со следующими уровнями общего образования:

  •  уровень начального общего образования (нормативный срок освоения — 4 года);
  •  уровень основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет);
  • уровень среднего общего образования (нормативный срок освоения — 2 года).

Учебный план МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области конкретизируется основными показателями базисного учебного плана:

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка учащихся.

Учебный план МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области, реализующей программы общего образования, в части «Основное общее образование» в 2018-2019 учебном году обеспечивает переход на ФГОС ООО — 5 – 8 классы.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

При составлении учебного плана соблюдается преемственность между уровнями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами.

Учебный план предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение среднего общего образования и развития личности школьника в процессе обучения.

В 2018 – 2019 учебном году на новый учебный план по стандартам второго поколения перешли 1-8 классы.

Пояснительная записка к учебному плану 1 — 4 классов в соответствии с введением ФГОС НОО

Учебный план начального общего образования (1 — 4 классы) обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий объем нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам.

Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации общения.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (внеурочная деятельность), осуществляемой во второй половине дня.

Учебный план фиксирует максимально допустимую аудиторную недельную нагрузку учащихся (21 час в неделю в 1 классе, 23 часа во 2 — 4 классах), состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности.

Обязательные предметные области: «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами «Русский язык» по 4 часа в неделю в каждом классе и учебным предметом «Литературное чтение» по 4 часа в неделю в 1 — 3 классах и 3 часа в неделю в 4 классе.

В предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» входит предмет «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В 2018 – 2019 учебном году данный предмет в школе не вводится, т. к. он не востребован со стороны учащихся.

В предметная область «Иностранный язык» входит учебный предмет «Иностранный язык (английский)», который изучается по 2 часа в неделю во 2 – 4 классах.

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика» по 4 часа в неделю в 1 – 4 классах, в котором выделено по 17 часов для изучения информатики в каждом классе в качестве учебного модуля.

Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в каждом классе.

В рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» — модуль «Основы православной культуры» 1 час в неделю в 4 классе.

Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю в каждом классе.

Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» по 1 часу в неделю в каждом классе.

Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» по 3 часа в неделю в каждом классе.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на увеличение учебных часов:

«Русский язык»- 1 час часа в неделю в 1-4 классах.

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для учащихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

— в 1 классе — 35 минут;

— во 2 — 4 классах — 45 минут.

Для учащихся 1 класса продолжительность учебного года 33 учебные недели, 2 — 4 классов – 34 учебные недели.

Для учащихся 1 класса используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре — 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — мае — 4 урока по 35 минут каждый и 1 день в неделю – 5 уроков за счет урока физической культуры). В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут.

Школа представляет учащимся возможность выбора широкого спектра, направленного на их развитие.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

— формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

— готовность учащихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

— формирование здорового образа, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

— личностное развитие учащихся в соответствии с его индивидуальностью.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность в 1 классе организуется по направлениям развития личности: общеинтеллектуальное направление «Мир логики» (1 час), духовно-нравственное направление «Читаем сами» (1 час), социальное направление «Чудеса своими руками» (1 час), «Моя малая родина» (1 час), общекультурное направление «Музыкальная шкатулка» (1 час).

во 2 классе — общеинтеллектуальное направление «Мир логики» (1 час), духовно-нравственное направление «Учимся работать с текстом» (1 час), социальное направление «Чудеса своими руками» (1 час), «Мой родной край» (1 час), общекультурное направление «Учимся говорить правильно» (1 час).

в 3 классе — общеинтеллектуальное направление «Мир логики» (1 час), духовно-нравственное направление «Буду настоящим читателем» (1 час), социальное направление «Чудеса своими руками» (1 час), «Юный краевед» (1 час), общекультурное направление «Мастерская речи» (1 час).

в 4 классе — общеинтеллектуальное направление «Мир логики» (1 час), духовно-нравственное направление «Творческое чтение» (1 час), социальное направление «Чудеса своими руками» (1 час), «Мы — куряне» (1 час), общекультурное направление «Путь к речевой грамотности» (1 час).

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учетом пожеланий учащихся и их родителей и будет реализовываться посредством различных форм, таких, как конкурсы, экскурсии, соревнования, общественно-полезные практики, проектирование.

Внеурочная деятельность в 1 классе

  1. Общеинтеллектуальное направление «Мир логики» (1 час)
  2. Духовно — нравственное направление «Читаем сами» (1 час)
  3. Социальное направление «Чудеса своими руками» (1 час)
  4. Социальное направление «Моя малая родина» (1 час)

Внеурочная деятельность во 2 классе

  1. Общеинтеллектуальное направление «Мир логики» 1 час)
  2. Духовно-нравственное направление «Учимся работать с текстом» (1 час)
  3. Социальное направление «Чудеса своими руками» (1 час)
  4. Социальное направление «Мой родной край» (1 час)
  5. Общекультурное направление «Учимся говорить правильно» (1 час)

 Внеурочная деятельность в 3 классе

  1. Общеинтеллектуальное направление «Мир логики» (1 час)
  2. Духовно-нравственное воспитание «Буду настоящим читателем» (1 час)
  3. Социальное направление «Чудеса своими руками» (1 час)
  4. Социальное направление «Юный краевед» (1 час)
  5. Общекультурное направление «Мастерская речи» (1 час)

 Внеурочная деятельность в 4 классе

  1. Общеинтеллектуальное направление «Мир логики» (1 час)
  2. Духовно-нравственное направление «Творческое чтение» (1 час).
  3. Социальное направление «Чудеса своими руками» (1 час).
  4. Социальное направление «Мы — куряне» (1 час)
  5. Общекультурное направление «Путь к речевой грамотности» (1 час)

Учебный план на 2018 – 2019 учебный год МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области

Начальное общее образование (5-дневная учебная неделя) 1 — 4 классы

Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов

в неделю

Всего
I II III IV
Обязательная часть          
Русский язык и литературное чтение Русский язык 4 4 4 4 16
Литературное чтение 4 4 4 3 15
Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык и литературное чтение на родном языке  

 

 

 

 

Иностранный язык Иностранный язык (английский) 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 1 1
Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Музыка 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12
Итого:   20 22 22 22 86
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 1 1 4
Русский язык и литературное чтение Русский язык 1 1 1 1 4
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка 21 23 23 23 90

 Формы промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Густомойская СОШ» начального общего образования (ФГОС НОО) 1 класс

 

Предметные области

 

Учебные предметы/ учебные четверти

Формы

промежуточной аттестации

I II III IV год
Русский язык и литературное чтение Русский язык       Д Д
Литературное чтение       ТЧ ТЧ
Иностранный язык Иностранный язык (английский)          
Математика и     информатика Математика       КР КР
Обществознание и естествознание Окружающий мир         КОМР
Искусство Изобразительное   искусство          
Музыка          
Технология Технология          
Физическая культура Физическая культура          
Итого            

 

КР —контрольная работа

Д —диктант с грамматическим заданием

СР — самостоятельная работа

И— изложение

С— сочинение

ТЧ— техника чтения

Э —эссе и иные творческие работы

ЗР — защита реферата

ЗЛР —защита лабораторной работы

ПР— проектная работа

Т —применение тестирования, включающего использование заданий в тестовой форме, тестовых заданий, тестов

КОМР -комплексная работа

ГТО —сдача норм ГТО

Формы промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Густомойская СОШ» начального общего образования (ФГОС НОО) 2 класс 

 

Предметные области

 

Учебные предметы/ учебные четверти

Формы

промежуточной аттестации

I II III IV год
Русский язык и литературное чтение Русский язык Д Д Д Д Д
Литературное чтение ТЧ ТЧ ТЧ ТЧ КОМР
Иностранный язык Иностранный язык (английский)          
Математика и     информатика Математика КР КР КР КР КР
Обществознание и естествознание Окружающий мир Т Т Т Т КОМР
Искусство Изобразительное   искусство          
Музыка          
Технология Технология          
Физическая культура Физическая культура          
Итого            

 КР — контрольная работа

Д —диктант с грамматическим заданием

СР -самостоятельная работа

И— изложение

С— сочинение

ТЧ— техника чтения

Э —эссе и иные творческие работы

ЗР — защита реферата

ЗЛР —защита лабораторной работы

ПР— проектная работа

Т — применение тестирования, включающего использование заданий в тестовой форме, тестовых заданий, тестов

КОМР -комплексная работа

ГТО- сдача норм ГТО

Формы промежуточной аттестацииьучащихся МБОУ «Густомойская СОШ» начального общего образования (ФГОС НОО) 3 класс

 

Предметные области

 

Учебные предметы/ учебные четверти

Формы

промежуточной аттестации

I II III IV год
Русский язык и литературное чтение Русский язык Д Д Д Д Д
Литературное чтение ТЧ ТЧ ТЧ ТЧ КОМР
Иностранный язык Иностранный язык (английский)          
Математика и     информатика Математика КР КР КР КР КР
Обществознание и естествознание Окружающий мир Т Т Т Т КОМР
Искусство Изобразительное   искусство          
Музыка          
Технология Технология          
Физическая культура Физическая культура          
Итого            

 

КР — контрольная работа

Д —диктант с грамматическим заданием

СР -самостоятельная работа

И— изложение

С— сочинение

ТЧ— техника чтения

Э —эссе и иные творческие работы

ЗР — защита реферата

ЗЛР —защита лабораторной работы

ПР— проектная работа

Т —применение тестирования, включающего использование заданий в тестовой форме, тестовых заданий, тестов

КОМР — комплексная работа

ГТО- сдача норм ГТО

 Формы промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Густомойская СОШ» начального общего образования (ФГОС НОО) 4 класс

 

Предметные области

 

Учебные предметы/ учебные четверти

Формы

промежуточной аттестации

I II III IV год
Русский язык и литературное чтение Русский язык Д Д КР Д Д
Литературное чтение ТЧ ТЧ ТЧ ТЧ КОМР
Иностранный язык Иностранный язык (английский)          
Математика и     информатика Математика КР КР КР КР КР
Обществознание и естествознание Окружающий мир Т ПР ПР Т КОМР
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики          
Искусство Изобразительное   искусство          
Музыка          
Технология Технология          
Физическая культура Физическая культура          
Итого            

 

КР — контрольная работа

Д —диктант с грамматическим заданием

СР -самостоятельная работа

И— изложение

С— Сочинение

ТЧ— техника чтения

Э —эссе и иные творческие работы

ЗР — защита реферата

ЗЛР — защита лабораторной работы

ПР— проектная работа

Т —применение тестирования, включающего использование заданий в тестовой форме, тестовых заданий, тестов

КОМР -комплексная работа

ГТО- сдача норм ГТО

 План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области выделяет направления внеурочной деятельности, формы организации, распределение часов, содержание занятий.

План внеурочной деятельности разработан на основе:

— Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 — ФЗ (с изменениями и дополнениями);

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (зарегистрирован в Минюст России 22 декабря 2009 г. №17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. №19707);

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373». Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный №22540;

— Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)

— Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации    от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

— Методических рекомендаций по подготовке общеобразовательных организаций Курской области к новому 2018 – 2019 учебному году;

— Положения о внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Густомойская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным взаимодополняющим компонентом базового образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся через организацию внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, в том числе через такие формы, как экскурсии, секции, организацию групповых занятий и консультаций по подготовке к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, консультации и занятия по организации проектной деятельности учащихся: олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательной деятельности.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и направляется на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, секции, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательной деятельности в МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области и предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника по направлениям: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное.

Общеинтеллектуальное направление представлено курсами: «Мир логики».

Целью курса «Мир логики» является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач.

Духовно-нравственное направление представлено курсами: «Читаем сами», «Учимся работать с текстом», «Буду настоящим читателем», «Работа с текстом».

В современных условиях образования программа «Читаем сами» способствует формированию устойчивого интереса к чтению, помогает глубже осмыслить своеобразие народной и авторской поэтики в произведениях разных жанров, создает прочную базу для дальнейшего усвоения учащимися программы по литературе.

Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения на примере прочитанных произведений.

Особое внимание курса «Учимся работать с текстом» уделено работе со словом. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Актуальность программы «Буду настоящим читателем» обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности.

Работа учащихся в рамках данной программы будет способствовать эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, работа с художественными книгами и информационными носителями).

Программа «Творческое чтение» направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме.

Социальное направление представлено курсами: «Чудеса своими руками» (4 часа), «Краеведение» (4 часа): «Моя малая родина» — 1 час, «Мой родной край» — 1 час, «Юный краевед» — 1 час, «Мы — куряне» — 1 час.

Программа курса «Чудеса своими руками» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» представлена модулями «Моя малая родина» (1 класс), «Мой родной край» (2 класс), «Юный краевед» (3 класс), «Мы — куряне» (4 класс).

При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Ребята получают наиболее полное представление о Курском крае, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне Курской области.

 

Общекультурное направление представлено курсами: «Развитие речи» (3 часа): «Учимся говорить правильно» — 1 час, «Мастерская речи» — 1 час, «Путь к речевой грамотности» — 1 час.

 

Программа внеурочной деятельности «Развитие речи» представлена модулями «Учимся говорить правильно» — 2 класс, «Мастерская речи» — 3 класс, «Путь к речевой грамотности» — 4 класс.

В настоящее время очень важно формировать у учащихся умение творчески подходить к делу, умению активно и самостоятельно находить необходимую информацию и применять её на практике. Большую роль в развитии самостоятельности мысли, познавательного интереса каждого ученика, активизации его творческих возможностей играет работа по развитию речи. Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

План внеурочной деятельности  на 2018 – 2019 учебный год в МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области

 Начальное общее образование (5-дневная учебная неделя) 1 — 4 классы

Направления развития личности Количество часов в неделю Всего
I II III IV
Общеинтеллектуальное:          
«Мир логики» 1 1 1 1 4
Духовно-нравственное:          
«Читаем сами» 1       1
«Учимся работать с текстом»   1     1
«Буду настоящим читателем»     1   1
«Творческое чтение»       1 1
Социальное:          
«Чудеса своими руками» 1 1 1 1 4
«Моя малая родина» 1       1
«Мой родной край»   1     1
«Юный краевед»     1   1
«Мы — куряне»       1 1
Общекультурное:          
«Учимся говорить правильно»   1     1
«Мастерская речи»     1   1
«Путь к речевой грамотности»       1 1
Итого: 5 5 5 5 20

  Пояснительная записка к учебному плану 5 — 8 классов в соответствии с введением ФГОС ООО

 Учебный план 5 — 8 классов МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области основного общего образования  в 2018- 2019 учебном году разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г., регистрационный №19644) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2015 г., регистрационный №35915).        

Учебный план 5 – 8 классов МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области на 2018-2019 учебный год является механизмом реализации содержания образования на уровне основного общего образования, устанавливает перечень учебных предметов, объем учебного времени, отводимого на их изучение.

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объем нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей.

Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 35 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Максимальное число часов в неделю при 35 учебных неделях в 5 классе составляет 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа.

Продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут.

Учебный план 5 — 7 классов направлен на формирование умений организации эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 30% от общего объема часов учебного плана основного общего образования.

Учебный план основного общего образования ФГОС ООО для 5 — 8 классов фиксирует максимально допустимую аудиторную недельную нагрузку учащихся (в 5 класс — 29 часов, в 6 класс – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8 классе – 33 часа), объем часов обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяет обязательные предметные области и учебные предметы.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных и минимально необходимое учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана призвана обеспечить достижения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и представлен следующими учебными предметами:

Предметная область «Русский язык и литература» представлена учебными предметами «Русский язык» и «Литература».

Учебный предмет «Русский язык» — 5 часов в неделю в 5 классе, 6 часов в неделю в 6 классе, 4 часа в неделю в 7 классе, 3 часа в неделю в 8 классе. Целью изучения учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды мыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи), интеллектуальные (сравнения и сопоставления, оценивание и классификация), информационные (умения формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Учебный предмет «Литература» — по 3 часа в неделю в 5 — 6 классах, по 2 часа в неделю в 7 – 8 классах. Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловые блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. Все цели являются равноценными по значимости.

«В предметную область «Родной язык и родная литература» входит предмет «Родной язык и литература». В 2018 – 2019 учебном году данный предмет в школе не вводится, т. к. он не востребован со стороны учащихся»

Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом «Иностранный язык (английский)» — по 3 часа в неделю в каждом классе.

Основными целями изучения иностранного языка являются:

— развитие иноязычной коммуникативной компетентности (речевой, языково-социокультурной, учебно-познавательной);

— развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка. Содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами иностранного языка.

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами «Математика» — по 5 часов в неделю в 5 – 6 классах, «Алгебра» — по 3 часа в неделю в 7 – 8 классах, и «Геометрия – по 2 часа в неделю в 7 — 8 классах, «Информатика» — 1 час в неделю в 7 — 8 классах.

Цели обучения математики:

— формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

— развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;

-воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлена учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — 1 час в неделю в 5 классе.

Цель изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Рос­сии.

Предметная область «Общественно — научные предметы» представлена учебными предметами «История России. Всеобщая история» — по 2 часа в неделю в 5 — 8 классах, «Обществознание» — по 1 часу в неделю в 6 – 8 классах, «География» — по 1 часу в неделю в 5 – 6 классах, 2 часа в неделю в 7 — 8 классах.

Цели учебного предмета «История России. Всеобщая история» — это образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Предметная область «Естественно – научные предметы» представлена учебными предметами «Физика» — по 2 часа в неделю в 7 — 8 классах, «Биология» — по 1 часу в неделю в 5 — 7 классе и 2 часа в неделю в 8 классе, «Химия» — 2 часа в неделю в 8 классе.

Учебный предмет «Биология» в основной школе обеспечивает формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Учебный предмет «Физика» как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Весь теоретический материал учебного предмета «Химия» позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение про­граммы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» — по 1 часу в неделю в каждом классе.

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства.

Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках учебного предмета «Технология» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. На его освоение отводится по 2 часа в неделю в 5 -7 классах и 1 час в неделю в 8 классе.

Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена учебным предметом «Физическая культура» — по 3 часа в неделю в каждом классе.

Освоение учебного предмета «Физическая культура» направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на увеличение учебных часов:

«Русский язык» — 1 час в неделю в 5 классе, «Биология» — 1 час в неделю в 7 классе, «Основы безопасности жизнедеятельности»- по 1 часа в неделю в 6 – 7 классах.

Периодами промежуточной аттестации в 5 — 8 классах являются четверти, даты проведения промежуточной аттестации указаны в календарном графике образовательного процесса.

План внеурочной деятельности в 5 — 8 классах в соответствии с введением ФГОС ООО

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, основная образовательная программа основного общего образования реализуется школой через учебный план и план внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 

План внеурочной деятельности для учащихся 5 — 8 классов школы разработан на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 — ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации    от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  • Положения о внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Густомойская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

План внеурочной деятельности в 5 — 8 классах обеспечивает достижение планируемых результатов усвоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования и отражает запросы участников образовательного процесса.

Внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС:

— внеурочная деятельность включена в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана школы;

— школа определила направления внеурочной деятельности в соответствии с запросами учащихся и их родителей (законных представителей);

— план внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для каждого учащегося по его выбору;

— все виды внеурочной деятельности ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала учащихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

План внеурочной деятельности направлен на решение следующих задач:

— развитие личности учащихся, их творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться, ответственности за результаты своего труда;

— воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

— освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

— охрана и укрепление физического и психического здоровья учащихся;

— сохранение и поддержка индивидуальности учащегося;

— выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

— создание условий для индивидуального развития учащегося по выбранному направлению внеурочной деятельности;

— формирование системы знаний, умений и навыков учащегося по выбранному направлению деятельности;

— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей учащихся.

 

В учебном плане школы отводится 19 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности. Содержание внеурочной деятельности учащихся 5 – 8 классов сформировано из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом школы. Коллектив школы создает такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.

Для учащегося создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей).

Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельности учащихся оформляется следующим образом: утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости.

Модель организации внеурочной деятельности школы состоит из 5 направлений: социальное, общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно – оздоровительное.

Общеинтеллектуальное направление представлено курсами: «Планета загадок» (1 час), «Юный биолог» (1 час), «Загадочные животные» (1 час), «Домашняя лаборатория» (1 час), «Математика вокруг нас» (1 час), «Инфознайка» (1 час), «Математика для всех» (1 час).

Программа внеурочной деятельности «Планета загадок» обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что содержание данного курса не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемая программа направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

 

Программа внеурочной деятельности «Юный биолог» носит компенсационный характер: т.е. способствует решению тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.

В данную программу включено демонстрация и проведение биологических экспериментов, постановка которых не предусмотрена действующей программой по биологии, но представляются весьма целесообразными. Это опыты, которые освещают важные вопросы по изучению жизни растений, рассчитанные на углубленную экспериментальную проработку основных вопросов курса биологии.

Курс внеурочной деятельности «Загадочные животные» формирует у учащихся интерес к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника.

Данная программа позволяет овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; развивает умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Курс внеурочной деятельности «Домашняя лаборатория» знакомит детей с физической картиной мира, формирует интерес к технике, развивает творческие способности, готовит к продолжению изучения физики. Принцип преемственности в современной школе предусматривает непрерывность естественнонаучного образования на всех уровнях обучения.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами естествознания на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об окружающем мире. Для учащихся этого возраста очень важен уровень личных достижений. При посещении внеурочных занятий по физике они могут почувствовать радость познания, приобретают умение учиться, уверенность в своих способностях.

Актуальность программы внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Навыки решения математических задач необходимы не только для того, чтобы участвовать в олимпиадах и различных математических конкурсах разного уровня, но и является средством развития математических способностей.

Выбор программы внеурочной деятельности «Инфознайка» обусловлен потребностью развития информационных и коммуникативных навыков в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества, положительным опытом обучения информатике и существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников.

Актуальность программы внеурочной деятельности «Математика для всех» обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умению принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях. Программа позволит решить проблемы мотивации к обучению.

Духовно-нравственное направление представлено курсами: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (1 час), «Основы православной культуры» (1 час), «Развиваем дар слова» (1 час), «Мой край» (1 час)

Актуальность изучения курса «Основы православной культуры» обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность, и, разумеется, определяют содержание всей создаваемой нами культуры. Общество не может благополучно существовать и развиваться без единства ориентиров, которые бы объединяли людей, стали значимыми в их жизни. Именно это условие есть важнейшая основа стабильного развития любого современного государства. Данный курс играет обобщающую, систематизирующую роль. На занятиях учащиеся объединяют знания, полученные в процессе изучения различных предметов в целостную картину.

В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а также их вкладом в духовную и материальную культуру общества.

Актуальность выбора программы внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» диктуется потребностями практики, поскольку даёт возможность закреплять знания и навыки, полученные учащими на уроках, и одновременно вовлекать учащихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на творческую самореализацию и социализацию. И новизна программы касается практики, ведь интересно наблюдать, какие изменения происходят в учащихся в ходе творческой деятельности, как меняется их поведение, способности, что неожиданно открывается в них и что они сами в себе открывают.

Программа позволяет школьникам увидеть разнообразный, увлекательный, неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных интересов, является опорой при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие инициативы.

Актуальность программы «Мой край» выражается в изучении природы, истории, культуры нашей малой Родины, нашего региона – с. Густомоя, Льговского района и Курской области, что позволяет дать детям богатые знания о родном крае, природе, которая их окружает, соединить в их сознании полученные знания с практикой.

В содержание программы включены темы по изучению своего родного края. Это история заселения Курского края, природные условия и особо охраняемые природные территории, что имеет немаловажное значение в патриотическом воспитании учащихся.

Социальное направление представлено курсами «Основы финансовой грамотности» (1 час), «Сделай сам» (2 часа), «Азбука безопасности» (1 час).

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

«Сделай сам» — программа практической направленности, помогает учащимся развивать творческие способности, воспитывает чувство эстетики. Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия, развивать свои креативные способности. Цель — социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно — прикладного искусства.

Работа практикума представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с различными материалами в условиях простора для свободного творчества поможет детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности».

Общекультурное направление представлено курсом: «Мой мир. Мои права» (1 час).

Актуальность внеурочной деятельности «Мой мир. Мои права» определяется тем, что учащимся важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права. Кроме того, если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.  Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции учащихся.

Спортивно – оздоровительное направление представлено курсом «Волейбол каждый день» (3 часа).

Реализация программы внеурочной деятельности «Волейбол каждый день» восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.

Учебный план на 2018 – 2019 учебный год  для 5 – 8 классов по ФГОС ООО МБОУ «Густомойская СОШ»  Льговского района Курской области

Основное общее образование (5-дневная учебная неделя)

Предметные области Учебные

предметы

 

Классы

 

Количество часов в неделю

 

V VI VII VIII Всего
Обязательная часть  
Русский язык и литература Русский язык 5 6 4 3 18
Литература 3 3 2 2 10
Родной язык и литература Родной язык
  Родная литература
Иностранные языки Иностранный язык (английский) 3 3 3 3 12
Второй иностранный язык (немецкий) 1 1
Математика

и информатика

Математика 5 5     10
Алгебра     3 3 6
Геометрия     2 2 4
Информатика     1 1 2
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России 1       1
Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история 2 2 2 2 8
Обществознание   1 1 1 3
География 1 1 2 2 6
Естественно-научные предметы Физика     2 2 4
Биология 1 1 1 2 5
Химия       2 2
Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Музыка 1 1 1 1 4
Технология Технология 2 2 2 1 7
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 3 3 3 3 12
Основы безопасности жизнедеятельности       1 1
Итого: 28 29 30 33  
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 2 4
Русский язык и литература Русский язык 1       1
Естественно-научные предметы Биология     1   1
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности   1 1   2
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка 29 30 32 33 124

 

Примеры условных обозначений форм промежуточной аттестации:

 

ФПА – формы промежуточной аттестации

КР — контрольная работа

Э – эссе и иные творческие работы

ЗР –защита реферата

ЭК – экзамен

ЗЛП – защита лабораторной практики

Т – применение тестирования, включающего использование заданий в тестовой форме, тестовых заданий, тестов

Д — диктант с грамматическим заданием

СР — самостоятельная работа

И — изложение

С — Сочинение

ТЧ — техника чтения

ПР — проектная работа

КОМР — комплексная работа

ГТО — сдача норм ГТО

Формы промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Густомойская СОШ» основного общего образования (ФГОС НОО) 5 класс

 

Предметные области

 

Учебные предметы/ учебные четверти

Формы

промежуточной аттестации

I II III IV год
Обязательная часть          
Русский язык и литература Русский язык   Д КОМР Д Д
Литература ТЧ ТЧ ТЧ ТЧ КОМР
Иностранный язык Иностранный язык (английский) Т  ПР КОМР Т  ПР КОМР Т  ПР КОМР Т  ПР КОМР КОМР
Математика и     информатика Математика КР

 

КР

 

КР

 

КР

 

КР

 

Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России          
Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история КР КР КР КР КР
География СР Т СР Т СР Т СР Т Т
Естественно-научные предметы Биология СР

ЗЛР

КР

СР

СР

ЗЛР

КР

СР

КР
Искусство Изобразительное   искусство          
Музыка          
Технология Технология          
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура          

 Формы промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Густомойская СОШ» основного общего образования (ФГОС НОО) 6 класс

 

Предметные области

 

Учебные предметы/ учебные четверти

Формы

промежуточной аттестации

I II III IV год
Обязательная часть          
Русский язык и литература Русский язык Д Д КР Д Д
Литература   Т И Т Т
Иностранный язык Иностранный язык (английский) ПР Т

КР

ПР Т

КР

ПР Т

КР

ПР Т

КР

КР
Математика и     информатика Математика КР КР КР КР КР
Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история КР КР КР КР КР
Обществознание КР КР КР КР КР
География СР Т СР Т СР Т СР Т СР Т
Естественно-научные предметы Биология СР

ЗЛР

КР

ЗЛР

СР

ЗЛР

КР

ЗЛР

КР
Искусство Изобразительное   искусство          
Музыка          
Технология Технология          
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура          
Основы безопасности жизнедеятельности          
Итого            

 Формы промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Густомойская СОШ» основного общего образования (ФГОС НОО) 7 класс 

 

Предметные области

 

Учебные предметы/ учебные четверти

Формы

промежуточной аттестации

I II III IV год
Обязательная часть          
Русский язык и литература Русский язык Д Д КР Д Д
Литература   Т И Т Т
Иностранный язык Иностранный язык (английский) ПР Т

КР

ПР Т

КР

ПР Т

КР

ПР Т

КР

КР
Математика и     информатика Алгебра КР КР КР КР КР
Геометрия     КР КР КР
Информатика Т Т Т Т Т
Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история КР КР КР КР КР
Обществознание КР КР КР КР КР
География СР Т СР Т СР Т СР Т СР Т
Естественно-научные предметы Физика КР КР КР КР КР
Биология СР

ЗЛР

КР

ЗЛР

СР

ЗЛР

КР

ЗЛР

КР
Искусство Изобразительное   искусство          
Музыка          
Технология Технология          
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура          
Основы безопасности жизнедеятельности          

 Формы промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Густомойская СОШ» основного общего образования (ФГОС НОО) 8 класс

 

Предметные области

 

Учебные предметы/ учебные четверти

Формы

промежуточной аттестации

I II III IV год
Обязательная часть          
Русский язык и литература Русский язык Д Д КР Д Д
Литература   Т И Т Т
Иностранный язык Иностранный язык (английский) ПР Т

КР

ПР Т

КР

ПР Т

КР

ПР Т

КР

КР
Второй иностранный язык (немецкий)          
Математика и     информатика Алгебра КР КР КР КР КР
Геометрия     КР КР КР
Информатика Т Т Т Т Т
Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история КР КР КР КР КР
Обществознание КР КР КР КР КР
География СР Т СР Т СР Т СР Т СР Т
Естественно-научные предметы Физика КР КР КР КР КР
Биология СР

ЗЛР

КР

ЗЛР

СР

ЗЛР

КР

ЗЛР

КР
Искусство Изобразительное   искусство          
Музыка          
Технология Технология          
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура          
Основы безопасности жизнедеятельности          

 План внеурочной деятельности (основное общее образование)  на 2018 – 2019 учебный год МБОУ «Густомойская СОШ»

(5-дневная учебная неделя) 5 — 8 классы

Направления

развития личности

Классы

 

Количество часов в неделю

 

V VI VII VIII Всего
Общеинтеллектуальное:
«Планета загадок» 1       1
«Юный биолог»   1     1
«Загадочные животные»     1   1
«Домашняя лаборатория»       1 1
«Математика вокруг нас» 1       1
«Инфознайка»     1   1
«Математика для всех»       1 1
Духовно-нравственное:
«Развиваем дар слова»     1   1
«Мой край»   1     1
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»   1     1
«Основы православной культуры»       1 1
Социальное направление:
«Сделай сам» 1 1     2
«Основы финансовой грамотности»       1 1
«Азбука безопасности» 1       1
Общекультурное:
«Мой мир. Мои права» 1       1
Спортивно — оздоровительное направление:
«Волейбол каждый день»   1 1 1 3
Итого: 5 5 4 5 19

 Пояснительная записка к учебному плану 9 класса

Основное общее образование

В Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным. На уровне основного общего образования продолжается формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, закладывается фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на уровне среднего общего образования и выбора ими своего направления профильной, а затем профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создаются условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

Учебный план для 9 классов ориентирован на однолетний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования.

Школьный учебный план ориентирован на 35 учебных недели в 9 классе. Количество    учебных    часов    в     учебном   плане   рассчитано на 5-дневную учебную неделю и соответствует требованиям СанПиНа.

В школе для учащихся устанавливается следующий режим:

— учебные занятия проводятся в 1 смену;

— начало занятий — в 8.30 часов

урока

Расписание звонков Продолжительность перемены
Начало урока Окончание урока
1 урок 8.30 9.15 10 мин
2 урок 9.25 10.10 10 мин
3 урок 10.20 11.05 10 мин
4 урок 11.15 12.00 20 мин
5 урок 12.20 13.05 15 мин
6 урок 13.20 14.05 10 мин
7 урок 14.15 15.00  

 

— продолжительность перемен между уроками — не менее 10 минут; продолжительность большой перемены в целях организации приема пищи учащимися — 15 минут.

Содержание образования на уровне основного общего образования (9 класс) является завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе, что создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Федеральный компонент представлен базовыми учебными предметами: «Русский язык», «Литература», «Родной язык (нерусский) и литература», «Иностранный язык (английский)», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право)», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (музыка и ИЗО)», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура».

Учебный предмет «Русский язык» в 9 классе изучается 2 часа в неделю.

Учебный предмет «Литература» – 3 часа в неделю.

Учебный предмет «Родной язык (нерусский) и литература» в 2018 – 2019 учебном году в школе не вводится, т. к. он не востребован со стороны учащихся

На данном уровне продолжается изучение учебного предмета «Иностранный язык (английского) — 3 часа в неделю.

Предмет «Математика» в учебном плане делится на два раздела: «Математику (Алгебра)» — 3 часа в неделю и «Математику (Геометрия)» — 2 часа в неделю. Математической подготовке учащихся принадлежит значительная роль в формировании алгоритмического мышления, умение конструировать новые подходы в решении задач, в развитии творческих аспектов мышления.

«Информатика и ИКТ» изучается 2 часа в неделю.

Учебные предметы «История», «География», «Физика», «Химия», «Биология» изучаются по 2 часа в неделю.

Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» 1 час в неделю.

Учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» — 1 час в неделю.

Учебный предмет «Физическая культура» — 3 часа в неделю в каждом Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств учащихся, внедрение современных систем физического воспитания.

Для организации предпрофильной подготовки учащихся из компонента образовательного учреждения выделено 2 часа для ведения предметных курсов: 1 час компонента образовательного учреждения передается на ведение ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» и 1 час для ведения предметного курса «Человек и профессия».

Ориентационные курсы в профильной ориентации выполняют задачи практико-ориентированной помощи учащихся в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования.

Курсы, ориентирующие девятиклассников на выбор профиля обучения в старших классах, имеют надпредметный интегративный характер. Информационная работа с учащимися в 9 классе проводится на учебных уроках и во внеурочное время (на внеклассных мероприятиях).

Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжительности обучения в профильных и непрофильных классах старшего уровня, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Учебный план на 2018 – 2019 учебный год МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области

Основное общее образование (5-дневная учебная неделя)

9 класс

 

Учебные предметы

Количество часов

в неделю

IXкл.
Федеральный компонент    
Русский язык   2
Литература   3
Родной язык (нерусский) и литература  
Иностранный  язык (английский)   3
Математика   5
Информатика и ИКТ   2
История   2
Обществознание (включая экономику и право)   1
География   2
Природоведение  
Физика   2
Химия   2
Биология   2
Искусство (Музыка и ИЗО)   1
Технология  
Основы безопасности жизнедеятельности  
Физическая культура   3
Итого:   30
Региональный компонент(5-дневная неделя)   1
Русский язык   1
История Курского края  
Основы безопасности жизнедеятельности  
Компонент образовательного учреждения при 5-дневной рабочей неделе   2
Русский язык  
Литература  
Основы православной культуры (факультатив)  
Предметные курсы    
Ориентационный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»   1
Предметный курс «Человек и профессия»   1
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)   33

Пояснительная записка к учебному плану 10 — 11 классов

Среднее общее образование

Учебный план для 10 — 11 классов – завершающий уровень общего образования, на котором осуществляется переход на профильное обучение.

Учебный план ориентирован на 35 учебных недель в 10 и в 11 классах.

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

Учебный план состоит из предметов федерального, регионального и компонента образовательного учреждения, учитывающего перспективы и особенности развития школы.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки учащихся. Учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор.

Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык (английский)», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», интегрированный учебный предмет «Обществознание» (включая экономику и право), «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Искусство (МХК)», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Русский язык» в 10 — 11 классах изучается по 1 часу в неделю в каждом классе.

Учебный предмет «Литература» в 10 — 11 классах изучается по 3 часа в неделю в каждом классе.

На данном уровне продолжается изучение учебного предмета «Иностранный язык (английского) в 10 — 11 классах по 3 часа в неделю.

Учебный предмет «Математика» в учебном плане в 10 — 11 классах делится на два раздела: «Математику (Алгебра и начала математического анализа)» — по 2 часа в неделю в каждом классе и «Математику (Геометрия)» — по 2 часа в неделю в каждом классе.

Учебные предметы «Информатика и ИКТ», «География», «Биология», «Химия», «Искусство (МХК)», «Технология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются в 10 — 11 классах по 1 часу в неделю в каждом классе.

Учебные предметы «История», «Обществознание (включая экономику и право)», «Физика», в 10 — 11 классах изучаются по 2 часа в неделю в каждом классе.

Учебный предмет «Физическая культура» в 10 — 11 классах изучается по 3 часа в неделю в каждом классе. Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств учащихся, внедрение современных систем физического воспитания.

Региональный компонент представлен предметами: «Русский язык» по 1 часу в неделю в каждом классе и «Основы православной культуры» (в форме факультатива) по 1 часу в неделю в каждом классе.

Из компонента образовательного учреждения для выполнения учебных программ в более полном объеме в 10 классе к базовым учебным предметам «Математика (Алгебра и начала математического анализа)» и «Биология» добавлено по 1 часу и в 11 классе к базовым учебным предметам: «Математика (Алгебра и начала математического анализа) и «Химия», добавлено по 1 часу.

На изучение обязательного в общеобразовательных учреждения учебного предмета «Астрономия» выделен 1 час в 11 классе.

Школьный компонент образовательного учреждения представлен элективными курсами в 10 классе «Химия в задачах» (1 час), «Основы финансовой грамотности» (1 час), в 11 классе – «Основные вопросы биологии» (1 час), «Русский язык. От простого к сложному» (1 час),

Уровень среднего общего образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Учебный план на 2018 – 2019 учебный год  МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области

Среднее общее образование (5-дневная учебная неделя)  10 — 11 классы

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю Всего за два года
Х кл. ХIкл.
I. Федеральный компонент 27 27 54
Базовые учебные предметы      
Русский язык 1 1 2
Литература 3 3 6
Иностранный язык (английский) 3 3 6
Математика 4 4 8
Информатика и ИКТ 1 1 2
История 2 2 4
Обществознание (включая экономику и право) 2 2 4
География 1 1 2
Биология 1 1 2
Химия 1 1 2
Физика 2 2 4
Искусство (МХК) 1 1 2
Технология 1 1 2
Физическая культура 3 3 6
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 2
II.Региональный компонент 2 2 4
Русский язык 1 1 2
Основы православной культуры (факультатив) 1 1 2
Всего 29 29 58
III. Компонент образовательного учреждения

(5-дневная неделя)

Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

4 5 9
Учебные предметы      
Математика 1 1 2
Астрономия   1 1
Химия   1 1
Биология 1   1
Элективные курсы      
«Химия в задачах» 1   1
«Основные вопросы биологии»   1 1
«Русский язык. От простого к сложному»   1 1
«Основы финансовой грамотности» 1   1
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) 33 34 67

 

  Скачать Учебный план

Версия для слабовидящих
Сведения об ощеобразовательной организации
Обрати внимание
ФЗ об образовании в РФ
закон об образовании
Не проходите мимо
© 2018